Национальный банк обнародовал Белую книгу «Будущее регулирования рынка факторинга». Это четвертый из шести запланированных секторальных документов, в которых Национальный банк как будущий регулятор рынков небанковских финансовых услуг описывает текущее состояние рынков, их проблемы и планируемых изменениях в регулировании.
Предложенные в книге подходы к будущему регулирования рынка факторинга учитывают особенности его функционирования в Украине. Сегодня на отечественном рынке преимущественно развивается неклассическая модель работы факторинговых компаний: покупка проблемных или неработающих кредитов для их дальнейшего взыскания, то есть коллекторская деятельность. Такие компании покупают задолженность заемщиков в Фонд гарантирования вкладов физических лиц, банков и финансовых компаний, которые занимаются микрокредитованием.
В то же время в традиционном понимании факторинг позволяет продавцу, который поставил товар и не получил оплату, передать право требования к должнику по договору поставки факторинговой компании, тем самым решая свою проблему с недополученными средствами. Торговый факторинг является важным финансовым инструментом, который позволяет бизнеса расширить доступ к финансовым ресурсам, компаниям предлагать клиентам выгодные условия оплаты (товарный кредит), повысить объемы продаж, ликвидность баланса, ускорить оборачиваемость активов, пополнить оборотный капитал и избежать кассовых разрывов.
Поэтому предложенное Национальным банком регулирования рынка факторинга имеет две ключевые цели:
- Способствовать развитию в Украине классического торгового факторинга как инструмента доступного и быстрого финансирования и управления дебиторской задолженностью для бизнеса;
- Установить требования прозрачности и соблюдения рыночного поведения при осуществлении коллекторской деятельности и разграничить ее с рынком торгового факторинга.
Для достижения первой цели Национальный банк планирует четко урегулировать и расширить источники финансирования факторинговых компаний, обеспечить возможность факторинговым компаниям предоставлять дополнительные нефинансовые услуги, упростить доступ на рынок и поддерживать законодательные изменения по защите прав факторов как кредиторов.
В то же время от учреждений потребуется соблюдение требований по минимальному размеру собственного капитала, предоставление отчетности по обновленным стандартам, соблюдение требований по прозрачности структуры собственности и безупречной деловой репутации владельцев и руководителей компании, предоставление реалистичного бизнес-плана, соблюдение требований по защите прав потребителей.
Для достижения второй цели планируется усилить надзор за рыночным поведением, в частности, в части обеспечения прозрачности и раскрытия информации, защиты прав клиентов через соблюдение компаниями стандартов добропорядочного поведения с должниками. Для контроля за соблюдением правил рыночного поведения при взыскании проблемной задолженности Национальный банк считает целесообразным разрешить продавать права требования по договорам о предоставлении финансовых услуг только в пользу других финансовых учреждений и вести реестр коллекторских компаний, работающих по договору комиссии / поручения.
Стоит отметить, что Национальный банк не планирует искусственно ограничивать текущую деятельность факторинговых компаний по покупке проблемных задолженностей, но такие компании, как и другие кредитодатели или коллекторы должны будут придерживаться единых стандартов рыночного поведения при взыскании такой задолженности.
В итоге запланированные изменения позволят защитить права должников при взыскании задолженности коллекторской компанией или финансовым учреждением, а также создать стимулы для дальнейшего развития рынка торгового факторинга.
В то же время Национальный банк осознает, что внедрение запланированных изменений потребует усилий от участников рынка, поэтому графики приведения деятельности факторинговых компаний в соответствие с ними будут разработаны с учетом объективных сроков и возможностей участников рынка выполнить эти требования.
По материалам: bank.gov.ua